Продолжаю обозревать фильмы, которые мы смотрели в рамках онлайн-курса от Coursera. Первую часть я посвятила немому кино. Сегодня речь пойдет о звуке и о том, как он изменил мир кино.
Первое, что нам сказал профессор, начиная курс: «Голливуд всегда рассказывал истории. Секрет его успеха в том, что студии всегда старались сделать фильм, который не просто найдет своего зрителя, но и даст ему возможность прочувствовать историю. Голливуд — это эмоции. Технологии создавались для того, чтобы донести их до зрителя и заставить его сопереживать».
В эпоху немого кино эмоции научились хорошо передавать, используя визуальные средства. Слова были на втором плане. В каком-то смысле кинематографистам было намного проще, ведь фактически они «оживляли» и заставляли двигаться уже давно знакомые картины и фотографии. Этот мир был очень далек от реальности, в нем было слишком много эмоций, несмотря на то, что все были лишены дара речи. И вот в руках у режиссеров оказался еще один инструмент — звук, который, с одной стороны, открывал дивный новый мир, а с другой, мог существенно повлиять на то, что уже было и успешно работало.
Первой сложностью было то, что записывали звук сначала из специальной будки, которая должна была устанавливаться прямо на сете. В ней размещалось оборудование и, естественно, все это богатство должно было быть максимально близко к издающим звуки актерам. В связи с этим нововведением режиссерам и операторам пришлось перестраиваться и осваивать разные планы и ракурсы съемки. Подробнее можно почитать в той самой энциклопедии.
Вторая сложность состояла в том, что сначала со звуком можно было работать только линейно, назовем это так. Не было технической возможности редактировать запись, работая со слоями. Если тебе нужен саундтрек, под который актеры ведут вдохновленную беседу, тебе нужно посадить на съемочную площадку оркестр и записать диалог вместе с музыкой.
Третий досадный момент — звук отвлекал зрителя, который воспринимал все новое, как сорока кусочек «золотинки». Студии боялись, что режиссеры заиграются, а зрители перестанут видеть то, что происходит на экране. Не могу сказать, что они ошибались.
1. Аплодисменты / Applause (1929)
Фильм снял режиссер с интересным именем армянского происхождения — Рубен Мамулян. Он интересен прежде всего тем, что был уволен с проекта «Лора», где режиссировал. Сегодня эта лента считается одной из лучших в жанре нуар. Двадцатью годами позже Мамулян ушел со съемок «Клеопатры», причем той самой, которая с Элизабет Тейлор.
«Аплодисменты» один из первых адекватных звуковых фильмов в принципе. Он рассказывает очень трогательную историю матери и дочки, Китти и Эйприл Дарлинг, которых судьба свела в бурлеск-шоу. И хотя сначала кажется, что история посвящается дочке, настоящий конфликт крутится вокруг Китти Дарлинг, матери, которую играет великолепная Хелен Морган.
Обратить внимание здесь стоит, конечно, на эпизод с возвращением девушки из закрытой школы при монастыре в реальный мир. Мы тихо провожаем Эйприл из могучих стен и песнопений, и вместе с ней сталкиваемся с хаотичным набором звуков большого города — гул машин, крики людей, шум заводов.
Это яркий пример использования звука как художественного средства. Мамулян еще не воспринимал звук как органическую часть мира кино, поэтому в эпизоде с возвращением чувствуется излишняя продуманность звукового сопровождения, но это ни в коем случае не портит ленту, а, скорее, дает нам подсказку.
![]() |
Ненавязчивый продакт-плейсмент |
Смотреть я бы все же рекомендовала из-за игры Хелен Морган. По иронии судьбы, она играет здесь практически саму себя — угасающая и спивающаяся звезда, а мы знаем, что именно в них живет та самая драма.
2. Обезьяньи проделки / Monkey Business (1931)
Вопреки всем скоплениям здравого смысла — это комедия, и еще раз вопреки всем запасам серого вещества — это популярная комедия. Смотреть фильм можно только если он поразил вас в глубоком детстве. И дело не только в том, что я не поклонник комедий, — в фильме просто полно того самого американского юмора, против которого всегда выступала моя бабушка-коммунистка.
Режиссировал фильм некий Норман Маклеод, — на закате карьеры он выпустил несколько эпизодов «Сумеречной зоны», если здесь есть поклонники. Но главная фигура здесь не он, ленту «делали» под главных героев, которых благополучно сыграли братья Маркс, известная семейная актерская группа.
Значение этого фильма в разрезе истории кино, конечно, присутствует. Именно в «Обезьяньих проделках» популярный в штатах водевиль пришел на экран в относительно полноценном виде.
Юмор здесь одной ногой еще стоит в немом кинематографе, поэтому чаще всего мы наблюдаем ужимки и прыжки. Звук здесь выступает в роли погремушки, которой забавляются братья Маркс — они хлопают, шлепают, падают, чихают, взрывают — ну, просто умора. Смотреть грустно и сложно.
3. Лицо со шрамом / Scarface (1932)
В мире не так много людей, которые не смотрели ленту Брайана де Пальма «Лицо со шрамом» 1983 года с Аль Пачино в главной роли, и, наверное, в мире еще меньше людей, которые остались равнодушны — история, вдохновленная известным криминальным авторитетом Аль Капоне, до сих пор остается золотым образцом для любителей криминальных драм. В 1932 году вышел оригинальный фильм, спродюсированный Говардом Хьюзом, срежиссированный Говардом Хоуксом и немного Ричардом Россоном.
Лента интересна, прежде всего тем, что успела выйти до того, как кодекс Хейcа прочно вошел в жизнь американских студий. Аль Капоне лично присматривал за съемками фильма и, скорее всего, концовка должна была быть другой, но цензура слишком надавила на двух Говардов и главного героя в конце все-таки убили.
Звук здесь играет, пожалуй, отдельную роль. Мы смотрим криминальную драму времен, в которые дурным тоном считалось покинуть приличное заведение без парочки трупов у барной стойки.
В фильме все время стреляют, главный герой несет смерть, как настоящий всадник Апокалипсиса, но вопрос художественной постановки перестрелок упирается в кодекс Хейcа. Именно поэтому режиссеры показывают убийства, используя тени, силуэты и звук. Мы не видим перестрелок, мы их слышим. Надо отдать должное постановщикам, — мы не просто наблюдаем за пальбой, мы видим, как она мешает разговаривать, как она вторгается в жизнь. Подобно пуле, которая разрывает живую ткань, звук здесь разрывает пространство.
Искренне рекомендуется всем любителям хорошего кино. «Лицо со шрамом» — яркий пример того, как фильм может разговаривать со зрителем каждым свои кадром и звуком.
![]() |
Финальный кадр. Мир все-таки стал его собственностью. |
4. Корабль-призрак / The Ghost Ship (1943)
Один из лучших фильмов курса. «Корабль-призрак» в 1943 году стал одним из первых психологических триллеров и, пожалуй, его сценарию и съемкам позавидовал бы сам Хичкок — каждый элемент продуман, каждый персонаж находится на своем месте. Здесь даже у якорной цепи есть своя роль. Мне сложно представить себе до какой степени был ненормален тот, кто это придумал, но большей жестокости и цинизма, чем здесь, я в черно-белом кино не видела в принципе.
Практически все действие происходит на корабле, на который прибывает главный герой Том. Сначала все солнечно и радужно, но через несколько дней на корабле начинают происходить загадочные убийства. Том подозревает капитана корабля, но никак не может найти улик.
Фильм строится на растущем чувстве подозрения и страха, которое подпитывается мастерски сфантазированными сценами убийств. Стоит отметить эпизод, в которой одного из моряков заваливает цепью.
Мы не видим ни крови, ни раздавленного тела — огромная цепь просто заполоняет небольшой кусочек пространства, в котором застряла бедная жертва.
Звук здесь играет ту самую важную фоновую роль. К 1943 году студии уже наигрались со звуком, и он пришел к своей главной миссии — делать кино более реальным, наполнять его звуками, которые подобны тем, что мы слышим в окружающем мире. Я говорю совсем не о реализме, 40-е это, своего рода, маленькое пришествие экспрессионизма в Голливуд, просто режиссер наконец-то учится ценить и хороший саундтрек, и скрежет цепи.
![]() |
Самый важный персонаж - немой рассказчик. Весь фильм является его историей. |
Фильм снял Марк Робсон на маленькой, но гордой студии RKO. Продюсировал ленту Вэл Льютон, собственно, он был и идейным вдохновителем, Марк Робсон был нанят только для механической работы.
Следующий дайджест будет посвящен цвету. Отдельно напишу небольшую заметку о Technicolor.
Все посты об онлайн-курсе и фильмах, о которых я узнала благодаря ему, можно почитать по тегу МООС.
А по какому принципу, собственно, фильмы в курс подбирались? С т.з. полноты жанровой палитры или просто для иллюстрации технического прогресса в рамках звука?
ОтветитьУдалитьС т.з. проявлений влияния технологий, если верить профессору.
Удалить