Жиль Мимуни, режиссер «Квартиры», так вдохновился собственным полнометражным дебютом, что, похоже, завязал с потрясающим миром кино. Как говорит мне IMDB, Мимуни делал слабые попытки, но неудачный ТВ-фильм и сценарий к «Одержимости», которая является американским римейком его же «Квартиры», не считается.
Что же такого особенного снял Жиль Мимуни? «Квартира» — это редкий для нашего времени и еще более неуместный для 90-х почти традиционный фильм-нуар, основанный, как ни странно, не на криминальной истории, а на романтических иллюзиях и играх, которые устраивают главные герои. Но «Квартиру» отличает не сюжетная стилистика и эстетика, а классическая форма. В 1996 году режиссер умудрился снять «старый» фильм, который от реальности 90-х отделяет только модный флер эзотерической фатальности.

Они расстались, будучи безумно влюбленными друг в друга, да и вообще непонятно, почему они тогда разбежались. Девушка исчезла до того, как Макс успел сообразить, что к чему, поэтому вместо командировки, он остается в Париже и погружается в темные воды какого-то сумасшедшего французского трипа, напоминающего классическое «cherchez la femme». Собственно, лента Мимуни и в прямом, и в переносном смысле именно об этом — о поисках женщины.

![]() |
Символичные красные туфли Лизы |
История главных героев, несмотря на намеренную спутанность сюжетных линий, — самая простая часть фильма. Мотивация героев — вопрос куда более сложный. Все 116 минут просмотра зритель не пытается найти стыковки или несоответствия он задается вопросом — «Почему они это делают?». С этим же открытым вопросом режиссер оставляет нас и в финале.
Первым делом зрителя очаровывает эстетика фильма, доминируют черный и красный цвета. Герои очень контрастные, немного нервозные. Все девушки — актрисы, что углубляет постоянно проскальзывающую метафору иллюзии происходящего. В контексте нашего времени выделяется дуэт Кассель-Беллуччи, которые нам знакомы как одна из самых известных звездных пар.
Нуар — это, прежде всего, неопределенность, туманность, некая размытость. Старый Голливуд любил погружать героев нуара в камерную обстановку. Мимуни, на первый взгляд, делает то же самое, приводя героя в квартиру, но не замыкает все события на квартире, он играет с пространством.
Режиссер убирает героя из дома как такового. Мы не видим Макса в его родной уютной квартирке, он вырван из своего бытового контекста — невеста-работа-стабильность. Это тот особенный момент путешествия, когда человек предоставлен сам себе, даже если все спланировано. Человек, который находится не дома, всегда балансирует на грани пусть минимального, но выбора, и зависит только от себя самого. Погоня за Лизой — это путешествие. Мимуни очень четко обозначает его начало, это аэропорт, просто Макс решил сменить курс.
Формально Макс все время находится в дороге, пренебрегая собственным комфортом. Он засыпает в чужом гостиничном номере, у друга, в чужой квартире, спит с незнакомой женщиной — намек на роуд-муви. Вообще в ленте море символических образов, предметов и действий. Сама привязка к квартире — это обозначение границы внешнего мира и чего-то глубоко личного. Отношения Лизы и Макса начинаются с того, что она впускает его к себе в квартиру. Алиса заманивает его в квартиру Лизы — на этой территории она уверена в себе. Кроме того, квартира более реальный символ отношений, нежели традиционные романтические сады, парки и лунные дорожки. Она подразумевает интимность, доверие.
Ощущении иллюзии, даже своеобразного сна, режиссер создает, используя старые приемы. Лизы как таковой практически не существует. Большую часть ленты — она лишь воспоминание, пусть часто всплывающее, ноющее, страстно желаемое, но воспоминание. Она определяет отчаянный романтический порыв главного героя, но все последующие события для Макса такие же иллюзорные, как и Лиза. Он в несуществующем путешествии ищет несуществующую девушку, поэтому размывается понятие ответственности — его реальная жизнь уходит на второй план.



Я на днях раскритиковала за сентиментальность старый голливудский фильм «Ангел улиц» (1928), в принципе можно аналогичным образом «разнести» работу Мимуни, его поиски Моники Беллуччи не имеют никакой ценности для прагматика. Но каждому из нас однажды снится сон о том, как больно любить, поэтому борьба с реальностью не закончится. Да здравствует кино, как говорится.
P.S. Ни в коем случае не смотрите американский римейк под названием «Одержимость» (Wicker Park). И вообще Диане Крюгер нужно запретить сниматься в кино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий